ПП - Характерные следы автомобильных пожаров

Современный автомобиль, несмотря на то, что он является продуктом современных технологий, не свободен от риска возникновения и распространения огня. В относительно небольшом объеме транспортного средства собирается много связанных частей и механических устройств, а также материалов, топлива и легковоспламеняющихся жидкостей.

Легковоспламеняющиеся материалы составляют 20-25% веса легковых автомобилей, а пожарная нагрузка составляет 200 ÷ 450 кг древесины на машину. Таким образом, большое количество тепловой энергии выделяется в горящем транспортном средстве, и пламя быстро транспортируется вдоль горящего материала, а также других горючих материалов. Образующийся поток тепла распространяется во всех направлениях. Огонь вызывает сильное изменение окружающей среды в транспортном средстве или его части, воздействуя термически (излучением, конвекцией и проводимостью) и химически (коррозийно) на продукты сгорания. Это делает его распространяющимся и, как правило, уничтожает и искажает исходные огненные отметки, и это значительно затрудняет выявление места пожара и, следовательно, определение причины его возникновения.

Практика показывает, что причин пожаров в транспортных средствах может быть много. Они вызваны, например, дефектами или неправильной работой топливной системы, установок и электрических устройств, аккумулятора, выхлопной системы или системы привода. Пожары также возникают в результате неосторожности или пожара человека или во время дорожно-транспортного происшествия. Есть также преднамеренный поджог, например, для получения компенсации, мести или размывания следов преступлений. Ситуации, когда пожары в транспортных средствах возникают в результате самовозгорания или атмосферного или электростатического разряда, редки

В этой статье будут обсуждаться некоторые проблемы, связанные с определением причины пожара в случае преднамеренного поджога легкового автомобиля.

поджог

В криминалистических исследованиях термин «поджог» определяется как преднамеренное разжигание пожара в преступных целях. Поджог может быть произведен только по умышленной вине в прямом умысле, то есть, когда преступник хочет поджечь огонь.

Наиболее распространенные мотивы поджога: месть, попытка получить компенсацию за ущерб и желание уничтожить улики или уничтожить следы другого преступления. Поэтому необходимость проведения расследования пожара очевидна. Их цель - указать фактическую причину пожара и определить возможного виновника.

Автомобильный поджог обычно вызывается непосредственно - поджигатель сам инициирует пожар в данный момент, то есть, когда огонь появляется, он находится на месте происшествия. Следует добавить, что поджигатели автомобилей часто используют ускорители огня. Чаще всего они доходят до самых доступных средств, таких как бензин, дизельное топливо, керосин, растворители, разбавители или растопка для гриля. Обнаружение пожара на месте следов этих ресурсов - это информация для следователя о том, что мы имеем дело с горением.

Способы поджога

В практике эксперта я обычно сталкиваюсь с тремя типами действий виновных в ожогах транспортных средств: поджоги, проводимые в салоне, поджоги на внешней поверхности кузова автомобиля и поджог шин на колесах автомобиля.

Сжигание салона автомобиля

Чтобы разжечь огонь в отсеке, преступник обычно выбивает окно, обычно заднее или боковое. Чаще всего это закаленное стекло, поэтому их разрушение заставляет их разбиваться на мелкие осколки, которые также попадают внутрь салона. После разбития стекла преступники обычно либо помещают легковоспламеняющуюся жидкость в кабину, либо выбрасывают пропитанную и пропитанную ткань. В последнее время нередки случаи, когда поджигатели использовали пластиковую бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью и пробку из ткани или бумаги, которая является предохранителем, который поджигают и помещают в автомобиль. Нередко остатки несгоревшей бутылки с характерным запахом горючей жидкости можно обнаружить у камина. Бывает, что поджигатели поджигают бумаги - подготовленные ими или уже находящиеся в автомобиле, на сиденье стула или дивана.

Пожар в салоне с разбитым стеклом имеет хорошие условия для динамического развития и распространения благодаря свободному доступу кислорода в зону сгорания и выбросу продуктов сгорания. Он достигает высоких температур порядка 1000 ° C [1], что приводит к быстрому выгоранию горючих материалов внутри автомобиля.

В случае поджога в салоне транспортного средства, у которого не было закрытой двери (то есть не было необходимости разбивать стекло) и в котором после пожара внутри отсека двери и окна все еще закрыты, пожар происходит в условиях недостаточного газообмена и развивается медленно - нет условия для динамического распространения из-за недостатка кислорода. Салон автомобиля заполнен горячими продуктами сгорания. Однако бывает, что нагретые прокладки смягчают и расплавляют окна, позволяя притоку свежего воздуха, что ускоряет сгорание. Избыточное давление горючих газов, создаваемых внутри пассажирского салона, обычно вызывает выталкивание закаленного стекла снаружи автомобиля.

Воздействие высокой температуры является причиной таяния и стука (падения) во внутреннее пространство - на яму транспортного средства и кабину транспортного средства - на лобовое стекло (обычно это клееное стекло). Приток свежего воздуха в зону сгорания вызывает усиление пожара.

Поджигание кузова автомобиля

Виновные в поджогах часто разжигают огонь, выливая тело в легковоспламеняющуюся жидкость или нанося жидкость, пропитанную такой жидкостью. При таком пожаре происходит воспламенение лакокрасочного покрытия автомобиля. Пожар не всегда приводит к тепловому повреждению салона автомобиля, часто пожар разрушает внешнюю оболочку кузова автомобиля и детали автомобиля, изготовленные из пластмассы. Если крыша покрыта легковоспламеняющейся жидкостью, следы обесцвечивания в виде вертикальных пятен будут характерны для жидкости, сгорающей и стекающей по телу. Наибольшее тепловое повреждение горючих материалов внутри пассажирского салона будет располагаться ближе к крыше (например, на задних подголовниках, накладках на крыше, верхних уплотнителях дверей). Важно отметить, что такой пожар можно легко заметить уже на первом этапе разработки, огонь появляется сразу на внешней части кузова автомобиля.

Злоумышленники также запускают внешнее тело, устанавливая ускоритель огня на нижней стороне автомобиля, сделанной из пластика. Тогда огонь имеет хорошие условия для развития и распространения внутри моторного отсека. Чаще всего это вызывает повреждение лобового стекла, создавая условия для распространения огня в салоне.

Сжигание шин

Поджигатели обычно поливают шину легковоспламеняющейся жидкостью или кладут ткань, пропитанную такой жидкостью, а затем поджигают ее. Горящая жидкость создает высокую температуру, которая вызывает воспламенение внешней резиновой части колеса. В этом случае следы сильной коррозии чаще всего наблюдаются на стальных листовых крыльях автомобиля.

В последнее время были случаи использования медных блоков для освещения гриля, каминов и печей. Исполнитель помещает такую ​​пластину под шину или в ее верхнюю часть на колесе, а затем поджигает ее. Через некоторое время температура горящего твердого топлива становится достаточно высокой, чтобы воспламенить шину. Как показали мои исследования, использование такого типа пускового устройства дает правонарушителю достаточно времени, чтобы покинуть место преступления до распространения пожара, поскольку процесс воспламенения шины может длиться от десятка до нескольких десятков минут.

Следы пожара

Огненные следы - это видимые или измеримые физические эффекты после пожара, включая, например, обугливание, таяние, изменение цвета, окисление, структурные преломления.

Отдельные явления, сопровождающие пожары, такие как пламя, горячие и токсичные газы, оставляют следы, которые чаще всего наносят непоправимый урон. Обычно это существенные тепловые следы: плавление, плавление, плавление, выгорание, обугливание, изменение цвета и другие изменения, вызванные теплом и продуктами сгорания.

При определении обстоятельств пожара основным объектом проверки является место пожара во всей его полноте, охватывающее следы, предметы, материалы и устройства, на которых могут быть следы, указывающие на обстоятельства возникновения и распространения пожара. Можно выделить три группы следов термического и механического повреждения по месту их происхождения. Это следы:

  • в месте пожара (начальная точка пожара),
  • в непосредственной близости от места пожара (горизонтальные, вертикальные конструкции, оборудование),
  • над очагом пожара (работа зоны сгорания и конвекция).

При определении причины пожара очень важно определить его фокус, место, где начался процесс горения. Следы при пожаре могут возникать в условиях недостаточного газообмена. Тогда места возникновения пожара характеризуются глубокими, концентрированными ожогами, поскольку на начальной стадии пожара на небольшом самолете могут возникать локальные перегрев или тление. В условиях хорошего газообмена выгорание и разрушение при пожаре генерируются в несколько раз быстрее. При поджоге с использованием пожарных ускорителей, которые выделяют большое количество тепла во время сгорания, характер пожаров в месте пожара будет отличаться от тех, в которых пламя достигло огня из-за распространения огня [2].

Во время осмотра объекта чрезвычайно важной задачей является поиск следов пожара, проведение их анализа и обеспечение их для дальнейших исследований.

Визуальный осмотр автомобиля

Визуальный осмотр - это процесс, заключающийся в детальном наблюдении, обнаружении и защите следов судебного следа от места, лица, предмета или трупа, осуществляемом с помощью органов чувств и с использованием технических средств, с целью выяснения характера и обстоятельств происшествия и установления его виновника. Основной целью проверки является объективная реконструкция хода события и обеспечение вещественных доказательств для нужд уголовного судопроизводства [3].

Визуальный осмотр транспортного средства проводится в следующие этапы [4]:

  • общий внешний экзамен (общая направленность),
  • осмотр крупным планом (задняя часть автомобиля, правая сторона, левая сторона, передняя часть автомобиля),
  • общий внутренний осмотр,
  • внутренний осмотр крупным планом (задняя часть автомобиля, правая сторона, левая сторона, моторный отсек).

В некоторых случаях вам может потребоваться подробный внешний осмотр шасси автомобиля. Они сделаны в автомобильной мастерской, поместив автомобиль на домкрат.

В случае подозрения на сгорание автомобиля при осмотре необходимо проанализировать:

  • произошло ли тепловое повреждение внутри или снаружи автомобиля [5]
  • имеют ли колеса транспортного средства термическое повреждение и какова степень такого повреждения (шины, ободья),
  • есть ли на земле под закаленными стеклянными стеклами осколки стекла, выходящие из этих окон, и имеют ли они следы укоренения,
  • есть ли внутри отсека осколки закаленного стекла без следов укоренения,
  • где особенно интенсивное коричневатое или ржавое обесцвечивание автомобильных пластин - как внутри, так и на кузове (места на стальных листах под сильнейшим тепловым воздействием огня подвержены ускоренным процессам коррозии) [5],
  • Есть ли следы обесцвечивания в виде полос на бегущей и горящей жидкости на кузове автомобиля,
  • где внутри транспортного средства (в салоне) происходят наибольшие потери массы горючего материала [5],
  • какое из сидений транспортного средства имеет наибольшее тепловое повреждение, включая разрушение металлических элементов (например, отсутствие проводов в сиденье) [5],
  • раскрыт ли внутри транспортного средства расплавленный или расплавленный пластиковый сосуд с ощутимым запахом горючей жидкости (например, нефти),
  • есть ли запах горючей жидкости на консервированных коврах или ковриках транспортного средства или на раскрытом фрагменте тряпки,
  • другое, в зависимости от типа и конструкции транспортного средства, места и обстоятельств пожара и погодных условий.

Во время осмотра также необходимо осмотреть ближайшие и дальнейшие окрестности автомобиля, чтобы выявить любые следы или предметы, которые могли быть связаны с поджогом (например, обожженные ткани, складки сгоревшей или обожженной бумаги, использованные спички, контейнеры с легковоспламеняющимися остатками).

вывод

Расследования пожаров, проводимые в случае пожара транспортных средств, являются сложными, они представляют собой большую проблему для эксперта, чтобы определить однозначную причину пожара. Это связано с тем, что в автомобилях имеется множество различных механических и электрических систем, расположенных в небольшом пространстве, системы подачи топлива и различные легковоспламеняющиеся жидкости. Большое количество пластмасс и других горючих веществ и материалов внутри автомобиля создает большую пожарную нагрузку во время пожара, которая может привести к серьезным повреждениям. Кроме того, следы пожара легко повреждаются под воздействием тепла и высоких температур.

По убеждению виновных в поджоге, жидкость, используемая для разжигания огня, сначала горит, и, следовательно, следы преступления исчезают. Однако это не так. Когда легковоспламеняющаяся жидкость проливается в транспортное средство на пористый материал, такой как, например, обивка, велюровый коврик, подушка сиденья или кушетка, она быстро проникает глубоко в транспортное средство. Процесс сгорания происходит только на поверхности, где кислород из воздуха доступен. Если такой пожар гасится достаточно быстро или в месте поджога возникает недостаток кислорода, сжигание жидкости, используемой для поджога, может быть неполным. В таких случаях химический анализ остатков пожара позволяет определить тип используемой жидкости. Обнаружение следов одной и той же жидкости в образцах с места пожара и в образцах от подозреваемого (например, легковоспламеняющиеся жидкости или пропитанная одежда) может указывать на его связь с событием, доказательная ценность такого результата анализа тем выше, чем конкретнее обнаруженный ускоритель пожара. , [6]

Расследование пожаров на транспортных средствах требует не только знаний в области развития пожаров, но и хороших знаний в области автомобильной механики, материаловедения и тактики, а также методов судебной экспертизы. Кроме того, специалисту требуется большая осторожность и терпение во время исследовательской деятельности на месте пожара.

Томаш Савицкий
он судебный эксперт, член Польского общества экспертов по пожаротушению

литература

[1] Рыбински Й., Омаза А., Шаевская А., Исследования по развитию пожара в легковом автомобиле с использованием тепловизора, «Measurements Automatyka Kontrol», том 59, № 9/2013.
[2] Квятковский А., Рыдзек Т., Шульц С., Воланин Дж., Здановский М. Математическая и компьютерная модель судебно-медицинской экспертизы причин и обстоятельств пожаров, Департамент обучения и профессионального развития Министерства внутренних дел, Варшава, 1989.
[3] Koźmiński L., Miś W., Szplit L., Основные технико-криминалистические мероприятия при осмотре места происшествия, Школа полиции в Пиле, Пила 2014.
[4] Вишневский Т., Исследование причин пожаров транспортных средств , неопубликованные материалы.
[5] Квятковски З., Пожар в легковом автомобиле, вызванный поджогом , [в:] Савицкий Т. (красный): «Пожары автомобилей. Анализ ситуации ", выпуск № 3, Польское общество следователей по пожаротушению, Познань, 2014.
[6] Borusewicz R., Zięba-Palus J., Химический анализ материалов с места пожара с точки зрения обнаружения и идентификации следов потенциальных средств пожаротушения , [в:] Гузевский П. (ред.), Сборник докладов 1-й Международной конференции «Исследования причин Формирование пожаров ", Познань 2003.

), Сборник докладов 1-й Международной конференции «Исследования причин Формирование пожаров , Познань 2003