Главная Новости

Как сделать смотровую яму в гараже

Опубликовано: 03.09.2018

видео Как сделать смотровую яму в гараже

ошибки при строительстве ямы в гараже

Многие владельца автомобилей в настоящее время предпочитают не заниматься ремонтом и обслуживанием машины самостоятельно, а использовать услуги автосервиса. Им приходится по любой надобности гнать машину на СТО.



Но есть и другая категория автовладельцев – тех, кто предпочитает весь мелкий и средний ремонт, а также периодическое техобслуживание машины делать самостоятельно. Обычно у таких людей машина не стоит во дворе, они предпочитают ставить ее в гараж, который является не только местом для стоянки , но и импровизированной мастерской. Подобраться к машине снизу довольно сложно и работать, лежа на спине, тоже не очень удобно (а при нашем климате еще и холодно). Поэтому большинство автовладельцев стремятся к устройству смотровой ямы, которая облегчает ремонт и уход за машиной.


Смотровая яма в гараже своими руками

Устройство ямы на первый взгляд кажется легким. На самом же деле есть целый ряд требований, которые нужно соблюдать для того, чтобы работа в яме была комфортной и безопасной.

Требования, предъявляемые к смотровой яме

На каком этапе лучше строить смотровую яму? Какие требования нужно соблюдать? Ответы на эти вопросы лучше узнать заранее, а затем уже обдумать все тонкости устройства ямы.

Лучшим временем для устройства смотровой ямы считается период постройки гаража. Идеально, если гараж сразу проектируется с наличием смотровой ямы. Это позволяет предусмотреть все необходимое для ее грамотного устройства.

Основными моментами, требующими внимания, являются следующие:

Уровень залегания грунтовых вод. Если уровень менее 250 см от нулевой отметки, то яму в гараже лучше не делать, иначе она почти постоянно будет стоять с водой. А это не полезно как для гараж в целом, таки для автомобиля в частности. Да и работать в такой яме, скорее всего, будет невозможно. Даже если уровень грунтовых вод более 250 см, необходимо позаботиться о гидроизоляции гаража и устройстве дренажа с учетом глубины ямы. Это избавит вас от необходимости периодически откачивать воду из ямы. Лучше всего, если гараж будет иметь достаточные размеры для того, чтобы основное время машина не стояла непосредственно над ямой. Это значительно снизит вероятность коррозии машины. Размеры смотровой ямы зависят от марки машины и величины его колесной базы. В среднем ее ширина может составлять 80 – 85 см, но подбирается индивидуально для вашей машины. Глубина ямы рассчитывается из соображений, чтобы хозяин автомобиля мог свободно стоять в ней во весь рост. К этому размеру нужно добавить еще 15 – 25 см. Длина ямы должна быть больше, чем длина автомобиля примерно на 100 см – это делается для организации свободного доступа в яму.

Устройство смотровой ямы

Определив желаемые размеры ямы в плане, нужно добавить к ним еще 40 – 50 см с учетом того, что кверху яма будет немного расширяться, а также с учетом толщины бетонных стен ямы.

К глубине тоже нужно прибавить 20 – 25 см, учитывая все слои засыпки пола, а также гидроизоляцию. Даже если уровень грунтовых вод гораздо больше 250 см, гидроизоляцию пола и стен нужно сделать обязательно, так как в годы со снежными зимами уровень может значительно подняться.

Далее порядок работ следующий — производится рытье котлована согласно нанесенной разметке. Это можно сделать как вручную, так и с помощью землеройной техники (если яма делается во время постройки гаража). Обычно объем вынутого грунта примерно равен 9 – 10 куб. м. Часть грунта нужно оставить для последующей засыпки пазух котлована.

При работе в неустойчивых грунтах, во избежание осыпания стенок, необходимо укреплять стенки котлована досками с горизонтальными распорками.

Устройство пола в яме

Это можно сделать как до бетонирования стен , так и после него. Если решено начать с пола, то на первом этапе его необходимо тщательно утрамбовать, насыпав предварительно около 10 см гравия. Затем пол засыпают песком толщиной 5 см и снова трамбуют. Для лучшей гидроизоляции пол промазывают глиной. В качестве гидроизоляции пола можно использовать слой полиэтиленовой пленки или специального рулонного материала. Далее пол армируют вязаной арматурой с шагом 10 -15 см или уложив специальную арматурную сетку на расстоянии около 4 см от поверхности будущего пола. Заливку осуществляют в 2 этапа – сначала одну половину площади пола, затем – вторую. До того, как приступить к стенам, пол должен окрепнуть в течение 14 дней.

Если грунт под гаражом сухой, то можно не бетонировать дно ямы, а устроить «подвесной пол». Для этого на дно укладывается обрешетка, а по ней делают деревянный пол.

Устройство опалубки и бетонирование стен

Предварительно стены ямы нужно обмазать слоем жирной глины и закрепить полиэтиленовую пленку или рулонный материал с нахлестом отдельных кусков 10 – 15 см. Для опалубки можно использовать обычные доски, а можно использовать ОСП-плиту, которая отлично держит бетон. После бетонирования ее можно использовать для устройства верстака или полок в том же гараже. Опалубку выставляют ярусами по высоте ямы. Высота яруса может составлять 30 – 40 см. При этом одновременно производится укладка арматуры диаметром 6 – 8 мм с шагом 10 см. Вместо нее можно использовать стальную сетку, но ее придется уложить в 2 слоя на расстоянии не более 10 см один от другого. Во время установки арматуры нужно также уложить закладные детали в местах расположения инструментальных ниш в стенках ямы. Стены бетонируются послойно, каждый слой бетона тщательно уплотняется с помощью штыковой лопаты. По верхнему краю ямы нужно сделать стальную обойму их уголка или Т-образного элемента, который бетонируется одновременно со стенками и немного выступает над поверхностью пола гаража. Он будет служить страховочной рейкой при заезде машины на яму. Кроме того, на полочку этой рейки будет удобно укладывать доски, закрывающие яму. После полного просыхания бетона делается засыпка пазух котлована с трамбовкой грунта. Если есть опасность подтопления гаража, то засыпку можно сделать жирной глиной. После этого опалубка снимается. Для большей уверенности, стены и пол ямы можно еще раз обработать слоем проникающей гидроизоляции.

Также можно укрепить стены ямы без использования бетона, просто выложив их кирпичом , но это вариант для сухих грунтов. Используется также вариант с обшивкой стен досками или плоским шифером – это возможно при плотных, не осыпающихся грунтах.

Как еще можно благоустроить яму

Для комфортного использования смотровой ямы ее можно «благоустроить»:

Доски, закрывающие яму, должны иметь толщину не менее 50 см, иначе при наезде машины на закрытую яму, они могут лопнуть. Предусмотрите в стенках ямы специальные ниши для инструмента, тогда вам не придется класть его на дно. Хорошо, если длина гаража позволяет сделать стационарную бетонную лестницу в торце ямы. Стенки ямы можно оставить бетонными или оштукатурить. Используется даже отделка светлой керамической плиткой. Освещение смотровой ямы должно быть безопасным и достаточным для удобной работы. В яме можно использовать только приборы, работающие от напряжения 36 В. Для безопасности работы в яме можно использовать переносные аккумуляторные светильники. Для того чтобы воздух не застаивался в закрытой яме, можно предусмотреть вентиляционное отверстие в одной из досок, закрывающих яму. Если таких отверстий два с разных концов ямы, то вентилирование пространства будет более интенсивным. Если яма строится во время постройки гаража, то можно вывести из нее вентиляционную трубу прямо на улицу. Для этого используются утопленные в пол пластиковые или гофрированные трубы. Если в яме все-таки появилась вода, то для сохранности машины (как временная мера) будет лучше закрыть яму пленкой и придавить ее досками. Это снизит влажность в гараже.

Устройство ямы в гараже значительно облегчает ремонт и техническое обслуживание машины. Но оправданно только тогда, когда вы делаете все своими руками. В противном случае, устройство ямы является лишней тратой сил, времени и денег.

rss